КИНОСЦЕНАРИЙ
по мотивам творческого наследия И.Ф. Летова "СЕ ЖЕНИХ ГРЯДЕТ"
ВСТУПЛЕНИЕ
экран черный.
через пару секунд голос Героя на фоне черного экрана: "С некоторых пор чувствую их... его за мной... оно.. дышит в череп - дрожит позвоночник... вот-вот оглянусь, оглянусь!.. Вдруг как даст по хребтине!... В траву падаю, закрывая руками лицо... И смеется.. Глядь - нет никого. Потихоньку встаешь, оглядываешься... пешком... и снова она где-то под сердцем.. Темно-темно.. Кулаком о стену... а замрешь.. пусто.. Чуть отпустит... и снова на тонкой нити тошноты у горла.."
вместе с первой нотой песнопения "се жених грядет" на экране по центру белый титр с названием фильма.
СЦЕНА 1
далее медленное просветление экрана, являющего интерьеры разрушенного здания, продолжаются титры с необходимыми сведениями о задействованных актерах, режиссере, операторе и пр., песнопение продолжается.
камера блуждает по интерьерам, а в момент окончания песнопения находит сидящем в углу Героя. Герой сидит на полу, одет скверно. Рядом с героем на табуретке (либо на чем угодно) имеется радиоприемник. Герой безразлично смотрит мимо радиоприемника.
На экране крупным планом радиоприемник, на фоне радиоприемника - герой все так же смотрит в сторону. Из радиоприемника голос (женский): "Уважаемые радиослушатели! Только что вы прослушали замечательное песнопение в исполнении хора братии Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.."
(камера двигается от приемника в направлении героя, снимает крупным планом пол; после, наткнувшись на героя, поднимается до крупного плана лица Героя; задержавшись на мгновение, камера уходит вверх и крупным планом снимает кирпичную стену; камера постоянно движется по стене, спускается вниз, снимает пол и разбросанный на нем битый кирпич крупным планом. Все это на фоне продолжающегося радиоэфира):
"..Текст этого песнопения вдохновлен христианской притчей о десяти девах, которые дожидались жениха. Половина из них ожидали Его бодрствуя и будучи готовы к великой встрече. Других же желанная весть застала врасплох, они спохватились лишь в последний момент, когда уж поздно было что-либо изменить, и потому остались ни с чем. Смысл этой притчи в призыве к постоянному бодрствованию души, к отрицанию душевной лености и вялости. Как сказано в Писании: бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий... От себя же мне хочется добавить, что.."
К этому моменту камера поднимается от пола и являет зрителю героя, все так же сидящего напротив приемника. Герой яростно бьет ногой по табуретке (либо по иной подставке, либо по самому приемнику). Радиоэфир прерывается.
Вид сверху: на полу лежит приемник. Нога Героя растаптывает его. (при этом герой тяжело дышит/хрипит/воет/стонет/сопит и пр.)
Герой бежит по лестницам/коридорам/комнатам разрушенного здания, камера преследует его сзади. Тишина, слышны лишь шаги героя, на фоне которых Герой, запыхаясь, бубнит себе по нос: "Вот и замечательно.. вот и превосходно… все уже обосрано.. можно успокоиться... можно расходиться..."
Неожиданно останавливается как вкопанный, разворачивается лицом к камере и, глядя в камеру, неистово орет: "Расходитесь по домам - все уже обосрано!!!" (нечеловеческий вопль и нечеловеческая физиономия). Затемнение.
СЦЕНА 2
Веселые городские пейзажи (ст. метро "Кунцево", автомобили на Рублевском шоссе, автобусы, поток людей и пр.) сменяют друг друга под что-то вроде "Этот город самый лучший город на земле.."
Во время плана потока людей камера выбирает Мужчину и несколько шагов его преследует.
Далее следует нарезка по 2 секунды на каждый план (песня продолжается):
Мужчина сует деньги в окошко пивного киоска.
Мужчина на ходу сплевывает на тротуар (в руке - бутылка пива).
Мужчина на ходу выбрасывает окурок.
Мужчина на ходу кладет в урну пустую бутылку из-под пива.
Мужчина просит огня у прохожего.
Мужчина на ходу разговаривает по мобильному телефону.
Мужчина идет по парку, смеется, разговаривая по телефону.
Мужчина все еще говорит по телефону, подходит к скамейке, на которой сидит Герой, они обмениваются рукопожатием. Этот план не обрывается, песня затухает. Мужчина убирает телефон в карман.
Мужчина: Ну? Как успехи? (стоит, смотрит сверху, улыбается)
Герой (сидит на лавке, исподлобья): Какие успехи?
М: Ну как какие? Вообще… Ты чем сейчас вообще занимаешься?
Г: Да так…(отводит глаза) Занимаюсь…
М: Ну чем?
Г: (молчит 2-3 секунды) Да как сказать?.. Ну так, если уж в смысле … то..ничем.
М: Нет, я серьезно тебе просто поражаюсь! И неужели тебе самому вот это все приятно?
Г: Что?
М: Да все это!
Г: Что "это"?
М: Послушай, ты только не подумай, что я навязываюсь…в общем не думай, что это притворство с моей стороны…в общем…меня действительно беспокоит твой образ жизни. (садится рядом) Ты все-таки мне друг…А все сидишь, прозябаешь, не работаешь, не учишься, жены нет у тебя. Спишь целыми днями!
Г: Неправда…
М: Что значит "неправда"? А что же ты еще делаешь? Ты же больше ничего не делаешь!
Г: А что надо делать? Ты вот что делаешь?
М: Я!…Я-то между прочим…целый день…у меня вообще минутки свободной….редко бывает! Я сплю в будни по 4 часа! Ты вот небось по 14 храпишь!
(на пару секунд крупным планом лицо героя: уставился вниз на одну точку)
Ну растормашись, растормашись, ей-Богу! Сколько можно уже пребывать в вечной спячке? Неужели тебе не скучно? Смотри, опоздаешь! Пройдет молодость…вся жизнь пройдет мимо! Все пропустишь так и знай! Все пройдет мимо! (далее крупным планом лицо героя: курит и заметно нервничает, слушая Мужчину далее) Все! И белый песок, поджаренный ласковым солнцем! И распятые птицы кружатся в моей слепоте! И каждый столбик, обоссанный дикими и домашними псами! И окровавленные деревья, сваленные в кучу после расстрела! И парад раненых красноармейцев с костылями и бинтами наперевес! И обезумевшие бетонные дома под упрямым московским небом! И наш первобытный мистический страх перед ночью! И раздавленный танком сверчок, шевелящий оторванной ножкой! И мягкие теплые трупы котят на обеденном блюде! И гордые песни лунной совы! И скрип сухих листьев под ногами, не понятый до поры до времени! И условные обозначения того чего нет и того чего нет! и брачные игры надежно укрытые стеклянными стенами! И очки без стекол чтоб лучше видеть чужие очки без стекол! (к этому моменту герой уже в панике, косится на собеседника, ужасно боится.)
смена плана: крупным планом лицо мужчины, смотрит в камеру, щелкает пальцами, машет ладонью)
М: Эй! Проснись!
Г: (совершенно спокоен): У тебя мышь в голове.
(изумленное лицо Мужчины, затемнение)
СЦЕНА 3
герой прогуливается по городу. различные планы крупно: лицо, подметки ботинок, сверху, снизу, от лица героя, как угодно. в процессе смены планов за кадром голос героя (неторопливо):
"Трамвай задавит его наверняка. в трамвае две женщины с крашеными волосами расскажут о новых колготках, о молочной смеси; детях которые рыгают; мужьях которые уходят и возвращаются. а руки все будут компостировать трамвайные или троллейбусные талончики, будут давить и вынимать; двери раскроются, выпустят, впустят. а в трамвайном стекле отразится под острым углом на долю секунды, только на долю секунды - его обезумевшее лицо".
Затемнение.
Просветление.
Герой сидит на обрыве над Можайским водохранилищем. План со спины героя. Также его голос за кадром:
"Когда все листья разом упали с деревьев, и от удара с земли поднялся густой дымный запах - я стал вдыхать и вдыхать и вдыхать, не останавливаясь ни на секунду - пока легкие не взорвались с красным звуком. (откидывается на спину) Чуть не опоздал".
СЦЕНА 4
камера блуждает от первого лица по разрушенному зданию. Берет крупным планом битый кирпич и прочее. Благовест в течении полутора минут сопровождает все это. Камера странствует по коридорам, лестницам, из комнаты в комнату, заворачивает за углы. Из-за одно из углов прямо на камеру натыкается Иисус. Хор братии Валаамского монастыря начинает петь: "Марие Дево Чистая, Пресвятая Богородице…" (Агни Парфене).
Различные планы Христа, Героя, их вместе (в разрушенном здании, в лесу, лежа в траве, в воде по пояс и проч.), затемнение, титры.
КОНЕЦ.